На пятой Седмице Великого Поста совершается служба в память о неоднократном избавлении Константинополя от врагов (персов, арабов, скифов) помощью Божией Матери. В древней Византии в благодарность Пречистой Деве был установлен праздник ПОХВАЛА БОГОРОДИЦЫ.
Изначально торжественную службу в этот день совершали только в храме во Влахернах, в том самом храме недалеко от Константинополя, где Богоматерь явила верующим Свой Покров. Изначально Великий Акафист был составлен на основе кондака Благовещению. Сегодня кондак — короткое праздничное песнопение, а раньше кондаки были длиннее. Так например кондак Благовещению состоял из 24 частей. К 12 из этих частей добавили «Радуйся» и получилось церковное песнопение нового жанра — АКАФИСТ. Ещё чуть позже прибавили к этому акафисту песнопение «Взбранной воеводе победительная», которое было написано ещё раньше тоже в благодарность об избавлении Константинополя от врагов. Так постепенно Великий акафист приобретал свой окончательный вид.
Великий Акафист Божией Матери — это самый первый из написанных акафистов. Долгое время он был один. Позже стали писать акафисты (Господу, святым), которые по форме повторяли акафист Богородице. «Акафист» в переводе с греческого означает хвалебную песнь, которую поют «не садясь», т.е. стоя.
Важно: хоть мы и говорим «суббота акафиста», имея ввиду что акафист читают на утрене субботы, но на самом деле акафист читают в ПЯТНИЦУ ВЕЧЕРОМ (т.е. уже сегодня!), поскольку в России утреню служат накануне вечером.