ПРОПОВЕДЬ 1 сентября 2024 года в храме св. Луки
Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с первым воскресением осени, с первым сентябрьским воскресением. По традиции мы сегодня благословляем детей на начало учения. Ну и, конечно, благословляем всех, потому что у человека, живущего умом, а не инстинктами, процесс обучения происходит постоянно.
Всё, происходящее в жизни, может быть нам к обучению: и скорби, и радости, и удачи, и неудачи. Но, понятно, дети. Им ещё многое надо узнать. Но чему именно надо учиться нам с вами? В первую очередь, нам надо учиться вере. Сегодня из Евангелия мы слышим, какая это великая добродетель и какие она может творить чудеса.
Но вроде все мы верим, а чудес в жизни мало! Почему? В ответ, как правило, мы говорим о том, что это значит, что вера наша недостаточна, она не того качества, чтобы двигать горами. На это много толкований святых отцов. Они говорят в том числе и о том, что ученики испугались какого-то особенного беса, который был сильнее всех других бесов, и доставлял человеку особенные страдания. Другие пишут другое. Толкований много, их нетрудно найти и почитать.
Но что нам надо для себя отметить? Когда Христос говорит апостолам «вы род неверный и развращённый», это не повод для нас думать плохо о давно умерших людях. А повод задуматься: мы сами не развращённые ли? не неверные? Точно ли мы верим в то, что предлагает нам Церковь? Вы скажете: «Ну как это так? Да не может такого быть! Мы православные нормальные христиане, мы ходим вовремя в храм, молимся, совершаем все положенное…»
Всё это так. Но неужели вы ни разу не встречали людей, которые больше доверяют особенным молитвам, написанным в особых монастырях, или которые дал особый старец? Или надеются на решение всех своих проблем через поездки по монастырям? Или думают повлиять на посмертную участь неверующих людей, заказывая кучу сорокоустов?
Вот в соцсетях открываешь новости церковных людей, а там опять говорится про специальную молитву, которую дал старец такой-то, и вот читай её три раза на день, и всё у тебя будет хорошо.
Погоди, эта молитва к кому? К тому же Христу, Которому ты и так молишься. Неужели ты считаешь, что если ты скажешь вот такие слова, то Христос сразу сделает так, как тебе надо? Это же Господь, это же Бог, это же не какие-то чиновники, которых надо умаслить, подольститься к ним, какими-то эдакими словами и делами подкупить. Нет! Это Бог! Вы обращаетесь к ни в чём не имеющему нужды и всё знающему Богу, и вы хотите обмануть Бога?
Особенные молитвы, особенные какие-то старцы, особенные монастыри, куда надо обязательно подать семь сорокоустов, а иначе не сработает. Именно семь. Почему семь? А если очень тяжело согрешили родственники, то сорок надо подавать и подавать везде и везде. И тогда… А что тогда? Неужели Бог не слышит с первого раза, или один сорокоуст потеряется в небесной канцелярии? Если представить себе Бога, который реагирует на такие действия, то у нас никак не Христос получается. И не Аллах, а какое-то странное языческое божество. То есть, получается, что мы называемся христианами и вроде бы делаем действия христианские, а во что верим-то на самом деле? Есть ли у нас доверие Христу? Или мы Его просто используем, чтобы он подал нам просимое и наказал обидчиков, которым в лицо мы будем сюсюкать и лебезить?
В западных странах исторически больше доверие к полиции сложилось, чем в России. Полиция там нужна, чтобы разруливать конфликты между соседями, например. Напрямую друг другу ничего не говорят, но позвонят в полицейское отделение и скажут: «А вот у них музыка громко звучит или стиральная машинка грохочет после положенного времени. Разберитесь». Для русского человека такое странно. Но не так ли мы с вами же воспринимаем Бога и Христа? Сказать напрямую человеку, который делает что-то неправильно, как-то неблагочестиво, мы, получается, осуждаем или ещё что-то делаем не так. А если это начальник? А если от него зависит наша жизнь и благополучие? А давайте лучше мы Богу помолимся «о вразумлении», пускай Он наведёт порядок и всех призовёт к миру, согласию, к здравомыслию.
Но как это произойдёт, если нет мира, согласия, здравомыслия и порядка в нашей собственной голове? Откуда он возьмётся вокруг, если мы не понимаем, и не хотим понять, где добро, а где зло? Получается, мы просим Бога, чтобы Он всех вокруг сделал лучше, чем мы сами.
А Церковь-то постоянно говорит о другом: «Люди, начните с себя. Вот вас Господь призвал в Церковь, поймал на невидимый крючок веры и к себе в Царство Небесное призывает. Так вот, начинайте с себя. Не с них, которые всё делают неправильно вокруг, а с себя. И к Богу относи́тесь не как к полицейскому, который может навести порядок в соседней семье, а как к тому, кто помогает нам здесь, вот лично нам войти в Царство Небесное, помогает свою собственную жизнь исправить».
Но видим ли мы необходимость исправления собственной жизни? Вот ведь в чём вопрос! И подумав об этом хорошо так и трезво, мы можем прийти к очень неприятной мысли, что мы точь-в-точь такой же «род неверный и развращённый», и даже хуже. И поэтому наша вера не двигает горами, потому что верим не пойми во что. Устами исповедуем символ веры апостольский, Никео-Цареградский, а что на самом-то деле является основой нашей веры?
Кто-то верит в заговоры, а кто-то верит в порчу. Кто-то верит в дурной глаз, а кто-то верит в колдовство. Верят, искренне верят. «А давайте вот такую-то молитву прочитаем, а вот иконочка вот эта нам поможет, и все у нас наладится». Вот! Иконочка нам поможет. То есть то, что мы не можем сдержать зло, общаясь с людьми, это неважно, это всё, с нашей точки зрения, ерунда. А то, что вот иконочка нам поможет, в это мы верим. А потом проходит вся жизнь, кое-как прожитая, наискось, и мы вздыхаем: «Господи, что ж ты нас-то так не любишь? Вот у них-то, у соседей там всё хорошо, а у нас-то…»
Потому что с себя, каждый из нас, и я, грешный, в том числе, никто из нас не хочет начинать с себя. А вот как начнём с себя начинать, сами каяться, тогда и горы начнут переставляться. Как святые отцы говорят, это надо понимать не в том смысле, что изменится ландшафт, а в том смысле, что люди будут истинно каяться. Гора – это человек. И покаяние человека сравнимо с горой, переставленной с места на место, потому что если уж упрётся человек в гордыне своей в чём-то, не сдвинешь.
И вот вера творит чудо. Человек, прежде равнодушный к Богу, становится истово, искренне верующим и меняет свою жизнь, подобно тому, как гора меняет своё место пребывания. Вот такое красивое сравнение. Понятно, что речь идёт не о том, чтобы двигать реки и горы, как Никита Сергеевич Хрущёв мечтал в своё время. Речь-то о другом. Речь о том, чтобы всем нам спастись.
И для этого мы ходим в храм, для этого мы обращаемся к Господу нашему Иисусу Христу, для этого мы приняли святое крещение, для этого мы стараемся узнавать побольше о Церкви, о Боге, соблюдать заповеди Божии, причащаться Святых Христовых Тайн, чтобы быть в мире с Богом и с людьми. Не для того, чтобы забежать в храм, схватить свой кусок благодати и убежать обратно в норку, никому не отдав, нет! Для того, чтобы измениться.
Как говорится в Писании, так сиять, чтобы люди видели наш свет и прославляли Бога, которому мы покланяемся (см. Мф. 5:16). Вот наша задача – сиять.
Не случайно перед Святым Евангелием мы читаем особую молитву, которая начинается со слов «Воссияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего Богоразумия нетленный свет». То есть, зажги в нашем сердце, человеколюбивый владыка, свет жажды познавать Тебя, разуметь Тебя, понимать Тебя, к Тебе обращаться. Когда в человеке появляется такая жажда и такая вера, у него всё сразу выстраивается по очереди, по порядку.
Вот видели вы марионетку, да? Она со стороны выглядит как набор дощечек, скреплённых ниточками. Но в опытных руках, которые знают, где подцепить, она преображается. Он так поднимает – оп! И уже подобие человека. Руки, ноги, он уже даже может двигаться, ходить. Вот точно так же и мы. Когда появляется иерархия ценностей, когда мы понимаем, что должно быть на первом месте, так же и мы собираемся и становимся человекоподобными существами. А когда нет в нас этой иерархии — всё развалено, всё рассыпано, всё в болезнях, всё в скорбях, всё в обидах, всё в недоумениях, все у нас во всём виноваты.
Вот сегодня, например, нет у нас электричества. Можно что сказать? Можно сказать, ах, эти нехорошие рабочие, которые никак не могут починить нам электричество, и мы в воскресный день стоим молимся при солнечном свете и свечах, в полутьме…
А можно сказать, Господи, счастье-то какое! Мы молимся при солнечном свете, при свечах. Какая особенная молитвенная, благодатная атмосфера. Слава Тебе, Господи! А это всё починят рано или поздно, это всё пройдёт. Главное, чтобы мы не потеряли это воскресенье, эту литургию, эту молитву, чтобы мы её не потеряли, на праздные разговоры не потратили, на скорби не потратили, на пережёвывание своих проблем не потратили, чтобы мы её на обиды не потратили, на какую-то суету в храме не потратили, а чтобы она была нашей литургией, как будто бы она первая и последняя, сияет благодатью в нашей жизни.
Вот в чем задача веры: смотреть на всё добрым глазом. Не в смысле через розовые очки, это разные вещи. А добрым взглядом. Стараться находить во всем положительное. Стараться благословлять, а не проклинать. Вот в чем задача христианина. И вот тогда наш род, то есть мы все, станем верными и целомудренными, в противопоставление тому, что обличает Господь.
Помолимся о том, чтобы именно это нам с вами стяжать в своей жизни, и будем просить Господа, чтобы причащении Святых Христовых Тайн Он нам и нашим детям, которые пойдут завтра в школы, в гимназии, в институты, дал Дух разумения, Дух научения, Дух понимания, где правда, где ложь, где как стоит поступать, как не стоит поступать, потому что это самая главная наука, а остальное всё приложится.
Ну и не будем ругать своих детей и себя за «двойки». Главное — найти и сохранить веру, надежду и любовь. А ошибки всегда были и будут, что поделаешь, жизнь есть жизнь. Аминь.