1. Таинство покаяния – это такое Таинство, в котором верующий при раскаянии в своих грехах и исповедании их Богу перед священником получает через него от Бога отпущение грехов.
2. Подчеркнем, исповедующийся человек кается перед Самим Богом, а не перед священником: в данном случае священник – свидетель искренности покаяния, посредник, а истинным Тайносовершителем является Господь Бог.
3. Таинство покаяния – это не насильственное извлечение священником из грешника сведений о его грехах, не допрос с вынесением итогового обвинительного приговора, но и не беседа о недостатках, и сомнениях грешника. Между тем, по мере исповедания грешника священник вправе задавать ему уместные вопросы, а по завершении его исповеди, если это уместно, назначить епитимию.
4. Таинство покаяния подразумевает сердечное сокрушение грешника о своих грехах, желание очищения, умирания для греха и оживления для святости.
5. Ошибочно думать, что формальное перечисление своих грехов – тоже Таинство покаяния.
6. Возможность участвовать в Таинстве Покаяния – один из удивительнейших даров, которые падший человек получил от Бога: сколько бы мы ни отступали от Бога и ни предавали Его, Он все равно оставляет нам возможность возвращения к Нему.
7. Покаяние имеет несколько аспектов: осознание греха, раскаяние в нем, исповедание его пред Богом и, безусловно, желание измениться.
8. Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется, искреннее сокрушение о грехах и истинное их исповедание, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.
9. Надлежащее участие христианина в Таинстве Покаяния может способствовать умиротворению его совести, установлению мира в душе, удержанию от тех или иных грехов.
10. Если грешник испытывает нужду в обстоятельной беседе со священником, в его советах, рекомендациях, для этого можно встретиться с ним в удобное для него время; нет необходимости обязательно делать это во время совершения Таинства Исповеди.
11. Пренебрежение участием в Таинстве Покаяния и откладывание этого на потом может способствовать притуплению совести и даже духовной смерти, кроме того, человек может умереть раньше, чем успеет покаяться: «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф.24:42).
12. Таинство покаяния установлено Самим Господом, сказавшим своим ученикам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:23).
Значение покаяния не в признании себя грешником – это было бы слишком просто, а в изменении образа жизни, приводящего ко греху.
архиепископ Иоанн Шаховской
Покаяние рождается от любви к Богу: это предстояние перед Кем-то, а не размышление о чём-то. Это обращение к Личности, а не безличная оценка случившегося. В церковном языке покаяние – это антоним отчаяния. Покаяние связано с ожиданием исцеляющей помощи извне, от любящей благодати Божией.
диакон Андрей
Исповедь – это примирение. Мы говорим: “Господи, я пришёл открыться перед Тобой, сказать Тебе о всём тёмном, нечистом, мрачном, порочном, что во мне есть; и я Тебя прошу меня исцелить”. Величина греха измеряется не какими-то объективными мерками, а той любовью, которая у нас есть или которой нет.
митрополит Сурожский Антоний
И почему в мире считают, что каяться легко? Покаяние есть отказ от греха, а не только его исповедование. Понимаешь, что злословишь, — так перестань. Чревоугодием обременен — так постись. Понял, что курение вред, — так брось. Покаяние — это поступок.
протоиерей Евгений Шестун
Приготовление к исповеди не в том, чтобы возможно полно вспомнить и даже записать свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, станут, ясны грехи. Иначе – приносить духовнику надо не список грехов, а покаянное чувство, не детально разработанную диссертацию, а сокрушенное сердце.
священник Александр Ельчанинов