1. В Таинстве Елеосвящения (Соборования) на больного человека посредством молитв и помазания его освященным елеем призывается Божественная благодать для уврачевания его телесных и душевных недугов.
2. Таинство Елеосвящения установлено Самим Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена (Иак.5:14–15; см. также: Мк.6:13).
3. В идеале в Таинстве Елеосвящения должны участвовать семь священников, составляющих собор священников, отсюда и второе название – «Соборование», но на практике их обычно меньше. Число семь – символический знак полноты.
4. Во время Таинства Елеосвящения священник крестообразно помазывает болящему лоб, ноздри, щеки, уста, грудь, ладони с внутренней и с внешней стороны.
5. В Таинстве Елеосвящения используется елей в соединении с вином. Елей символизирует милость Божию. Кроме того, елей в соединении с вином используется в подражание «целительному средству», отмеченному в евангельской притче «о милосердном самарянине» (Лк.10:30–35). Опять же, в добавляемом к елею вине видят символ искупительной Крови Спасителя.
6. Помимо елея и вина при совершении Таинства используется пшеница, символически указывающая на новую жизнь после воскресения мертвых (Ин.12:24; 1Кор.15:36–38).
7. Таинство Елеосвящения может совершаться дома у больного, в больнице; если заболевание ещё позволяет человеку ходить или его могут принести в храм, то в храме.
8. Хотя в Таинстве Елеосвящения кроме телесного исцеления, испрашивается и отпущение грехов, это Таинство не заменяет собой Таинство Покаяния.
9. Таинство Елеосвящения не следует путать с Таинством Миропомазания и елеопомазанием.
Соборование – это Таинство, в котором при помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия, которая исцеляет немощи духовные и телесные. Таинство называется соборованием, потому что его в идеале должен совершать «собор» из семи священников.
История Таинства восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа власть «исцелять болезни», «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк.6:13).
Во время совершения таинства читают семь текстов из Апостольских посланий и семь – из Евангелия. После каждого чтения священник совершает помазание чела, щек, груди и рук тяжелобольного освященным маслом – елеем. По окончании последнего чтения Священного Писания он возлагает раскрытое Евангелие на голову соборуемого и молится о прощении ему грехов.
Елеосвящение требует от человека веры и покаяния. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Поэтому Таинство Елеосвящения не является магическим ритуалом, результатом которого будет непременное физическое исцеление.
После или перед Таинством Соборования православные, как правило, стараются исповедоваться и причаститься.
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак. 5:14).